Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Руководители организации должны распознавать и реагировать на все факторы, которые могут повлиять на их организации. Ориентироваться в современной хаотичной рабочей среде – все равно что пытаться подогнать маленькую лодку к берегу во время урагана. Подобно этой маленькой лодке, современные организации и их руководители сталкиваются со значительным количеством факторов, требующих немедленного реагирования. Силы, которые движут этими изменениями в бизнесе, известны как внутренние и внешние факторы внешней среды.
Любое взаимодействие всех без исключений организаций возможно только в случае, если оно позволяет применять среду, а значит каждая организация непосредственно находится и функционирует в среде. Таким образом, внутренняя среда организации является основополагающим фактором ее жизнеспособности. Он включается в себя необходимый для существования и функционирования организации потенциал, что позволяет компании работать в течение неопределенного периода времени. С другой стороны, внутренняя среда зачастую является источником большинства проблем организации, если она не обеспечивает должное функционирование компании.
Внешняя среда – это источник организации, питающий извне ресурсы, которые необходимы для поддержания внутреннего потенциала на высоком уровне. Внешняя среда очень изменчива и ее ресурсы не безграничны, что доказывается множеством других организаций, находящимися в той же сфере деятельности. Все эти факторы обязательно должны учитываться для должного функционирования организации, например, из-за изменчивости внешней среды организация должна находиться в постоянном состоянии изменения, следуя за внешней средой, а из-за ограниченности ресурсов внешней среды существует огромная вероятность, что организация не сможет получить нужные ресурсы, что обязательно приведет к негативным последствиям, подрывая потенциал организации. Именно поэтому так необходимо грамотное стратегическое управление, задача которого заключается в обеспечении взаимодействия со средой, позволяющее сохранить потенциал организации на необходимом для достижения поставленных целей уровне, именно эта возможность нужна для продолжительного и главное успешного функционирования.
Среда любого предприятия в современных условиях существования обладает чрезвычайно высокой степенью сложности, неопределенности и динамизма. Актуальность темы заключается в том, что не каждая организация имеет необходимые способности для существования и поддержания бизнеса, например, одной из основных способностей, как я уже писала ранее, является умение адаптироваться к частым изменениям внешней среды. Руководство фирмы должно иметь четкие представления о внутренней и внешней среде организации, это необходимо для того, чтобы определить грамотную стратегию поведения организации и всех ее составляющих и постараться воплотить ее в жизнь. Именно поэтому стратегическое руководство в первую очередь анализирует и внешнюю, и внутреннюю среду, таким образом определяются слабые стороны, угрозы и другие негативные возможные влияния, а также все возможности организации, которые руководство компании должно учитывать при достижении своих целей.
Объектом нашего исследования является внутренняя и внешняя среда в современном менеджменте.
Предмет – основные отличительные черты внутренней и внешней среды предприятий.
Наша курсовая работа имеет определенную цель – изучение внутренней и внешней среды в современном менеджменте.
Для достижения указанной цели нами были определены следующие задачи:
1) Выявление факторов влияния на предприятия в пределах внутренней и внешней среды;
2) Выявление их значения в деятельности хозяйствующего субъекта.
Основным методом, использовавшимся при написании работы, является анализ тематической литературы.
Структура работы:
В первой главе мы рассматриваем понятие, сущность, основные характеристики внутренней и внешней среды. Вторая глава посвящена теоретическому анализу современных взглядов на внутреннюю и внешнюю среду в менеджменте.
Глава 1. Концепция среды и ее важность для надлежащего функционирования предприятия на рынке
1.1. Внешняя среда, ее понятие и сущность
Проблема взаимоотношений организации и среды впервые стала рассматриваться в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. В менеджменте важность внешней среды для организации была осознана в 1960-х годах в контексте растущей динамики ее факторов и нарастающего экономического кризиса. Соответственно это стало отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике менеджмента, с точки зрения которого организация стала восприниматься как открытая система, влияющая на внешнюю среду.
Исходная внешняя среда организации рассматривалась как совокупность условий деятельности, не поддающихся контролю со стороны руководства. Таким образом, в настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что «для выживания и развития в современных условиях любая организация должна не только адаптироваться к внешней среде, адаптируя свою внутреннюю структуру и рыночное поведение, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявлять угрозы и потенциальные возможности во внешней среде».
Анализ внешней среды обычно рассматривается как начальный процесс стратегического управления, поскольку он обеспечивает основу как для определения миссии и целей компании, так и для разработки поведенческих стратегий, позволяющих компании выполнять поставленные перед ней задачи, вашей миссии и достижения ваших целей или, говоря иначе, это процесс, с помощью которого стратегические планировщики отслеживают внешние факторы для организации с целью выявления возможных угроз для компании.
Множество важных результатов можно получить благодаря анализу внешней среды. Именно анализ внешней среды предоставляет время и возможность для предприятия, чтобы предвидеть возможный вариант развития событий, какие-либо непредвиденные обстоятельства, а также, не только предвидеть, но и разработать различные системы раннего предупреждения о потенциальных угрозах. Также появляется возможность рассчитать время для разработки стратегий, которые в последствии помогут превратить нынешние угрозы в выгодные возможности какого-либо рода.
Из этого можно сделать вывод, что любая характеристика внешней среды может указывать не только на непредвиденные обстоятельства, но и на высокую или низкую динамику происходящих в ней изменений. Все вышесказанное приводит нас к бесспорной аксиоме – перед руководителем стоит задача наиболее точного прогнозирования и анализа внешней среды компании с целью заблаговременного и главное своевременного устранения любых возможных угроз различного характера.
Эксперты говорят: «под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, которые возникают в среде, независимо от деятельности конкретной компании, но которые оказывают или могут оказывать влияние на ее функционирование и, следовательно, требуют управленческих решений».
Внешняя среда организации – это источник, который предоставляет организации ресурсы, необходимые для поддержания ее внутреннего потенциала на нужном уровне. Соответственно организация находится в постоянном контакте с внешней средой и, таким образом, предлагает возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды не безграничны. И многие другие организации в той же среде конкурируют за них. В результате всех внутрифирменных процессов всегда существует вероятность того, что организация не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды. Это может ослабить его потенциал и привести ко многим негативным последствиям для организации. Задача стратегического управления – обеспечить взаимодействие организации с окружающей средой, которое позволяет ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения своих целей, и, таким образом, дает ей возможность выжить в долгосрочной перспективе.
Как считают эксперты, чтобы определить поведенческую стратегию организации и применить эту стратегию на практике, руководство должно «хорошо понимать, как внутреннюю среду организации, ее потенциал и тенденции развития, так и ее внешнюю среду, ее тенденции развития и место, которое в нем занимает организация». В то же время как внутренняя среда, так и внешняя среда изучаются стратегическим менеджментом в основном с целью выявления угроз и возможностей, которые организация должна учитывать при их достижении. А поскольку каждая организация, работающая в рыночных условиях, постоянно подвергается воздействию внешней среды, мониторинг и анализ состояния внешней среды требует постоянного внимания и проводится на систематической основе с использованием методов системного анализа и компьютерных технологий.
Даже если бы изменения не были столь кардинальными, руководству все равно нужно было бы учитывать окружающую среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в плане поставок ресурсов, энергии, персонала, а также потребителей. Поскольку выживание организации зависит от лидерства, руководитель должен уметь определять существенные факторы в окружающей среде, которые не повлияют на его организацию.
Соответственно изменения, происходящие на мировых товарных рынках и в мировой экономике в целом, напрямую влияют на хозяйственную деятельность отдельных компаний, используя различные средства, способы и методы адаптации к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многомерных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продукции и деятельности компании в целом, дает возможность учесть конкретное состояние внешней среды, используя гибкие формы связей между всеми функциями управления.
Иными словами, изучение экономической
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббасходжаева Е.П. Внешняя и внутренняя среда менеджмента : сравнительная характеристика / Е.П. Аббасходжаева, В.В. Куликова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17916 (дата обращения : 05.05.2021).
2. Илышева Н.Н. Финансовая стратегия предприятия : понятие, содержание и анализ / Н.Н. Илышева // Финансовый менеджмент. – 2014. − №17. − С. 8-17.
3. Минаева Е.В. Развитие современных систем управления изменениями внутренней среды организаций. / Е.В. Минаева // Ученые записки СКАГС. – 2015. – №2. – С. 9-12.
4. Решетников С.Б. Анализ методологических подходов к определению и оценке человеческого капитала / С.Б. Решетников, М.Р. Скирдов // Российский журнал промышленной экономики. – 2017. – №10(1). – С. 59-66.
5. Сутина А.А. Внутренняя и внешняя среда организации / А.А. Сутина, Й.Р. Бакеева // Научная Идея. – 2017. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizatsii-1 (дата обращения : 10.01.2021).
6. Фудина Е.В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации / Е.В. Фудина // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности сборник статей XI Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 204-208.
Литература:
1. Акимова Т.А. Теория организации : Учебное пособие для вузов / Т.А. Акимова. – Москва : Юнити-Дана. – 2012. – 367 с.
2. Алехина Л.Л. Основы менеджмента / Л.Л. Алехина. – Москва : КноРус. – 2015. – 496 с.
3. Баранов В.В. Финансовый менеджмент. Механизмы финансового управления предприятием в традиционных и наукоемких отраслях : Учеб. Пособие / В.В. Баранов. – Москва : Дело, 2017. – 272 с.
4. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия / И.А. Бланк. – Киев : Ника-Центр. – 2014. – 656 с.
5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент : учебный курс. 2-е изд. / И.А. Бланк. – Киев : Ника-центр. – 2015. – 221 с.
6. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – Москва : Инфра-М. – 2014. – 362 с.
7. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента / Г.Я. Гольдштейн. – Санкт-Петербург : Питер. – 2011. – 663 с.
8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления / В.В. Гончаров. – Москва : ИНФРА. – 2015. – 527 с.
9. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы : учебное пособие / А.П. Градов. – Санкт-Петербург : Спец. Л. – 2011. – 414 с.
10. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов : экономические, управленческие и правовые аспекты : практическое пособие по управленческому и финансовому консультированию / Я.М. Гританс. – Москва : Волтерс Клувер. – 2012. – 224 с.
11. Долгов А.И. Теория организации : учебное пособие для вузов / А.И. Долгов. – Москва : Флинта. – 2010. – 296 с.
12. Иванова Т.Ю. Теория организации / Т.Ю. Иванова. – Санкт-Петербург : Питер. – 2004. – 272 с.
13. Илышева Н.Н. К вопросу о функциях финансового менеджмента предприятия / Н.Н. Илышева. – Москва : ИНФРА-М. – 2014. – 458 с.
14. Истомин Е.П. Теория организации : системный подход : учебник / Е.П. Истомин, А.Г. Соколов. – Санкт-Петербург : Андреевский издательский дом. – 2012. – 314 с.
15. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент : Учебно-справочное пособие / А.Г. Каратуев. – Москва : ФБК-Пресс. – 2014. – 496 с.
16. Карташова Л.В. Организационное поведение : Учебник. / Л.В. Карташова, Т.В. Николаева. – Москва : ИНФРА-М. – 2012. – 220 с.
17. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах : Учеб. Пособ / М.В. Колокнева. – Москва : ТК Велби, Проспект. – 2012. – 32 с.
18. Коренченко Р.А. Общая теория организации : Учебник для вузов / Р.А. Коренченко. – Москва : Проспект. – 2012. – 283 с.
19. Коренченко Р.А. Теория предприятия : Учебное пособие / Р.А. Коренченко. – Москва : Проспект. – 2014. – 369 с.
20. Косьмин А.Д. Иванкин Н.К. Менеджмент. Теория и практика : Учебное пособие / А.Д. Косьмин, Н.К. Иванкин. – Омск : Экономика. – 2006. – 552 с.
21. Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента : Учебное пособие / Ю.В. Кузнецов, В.Н. Подлесных. – Санкт-Петербург : ОЛБИС. – 2015. – 297 с.
22. Кузнецов Ю.В. Теория организации : учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – Москва : Юрайт. – 2012. – 365 с.
23. Кунц Г. Управление : системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О’Доннел. – Москва : Прогресс. – 2012. – 239 с.
24. Лапыгин Ю.Н. Теория организации : учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – Москва : ИНФРА-М. – 2011. – 311 с.
25. Лясников Н.В. Стратегический менеджмент / Н.В. Лясников. – Москва : КноРус. – 2015. – 256 с.
26. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – Москва : Вильямс. – 2014. – 452 с.
27. Мильнер Б.З. Теория организации : учебник / Б.З. Мильнер. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М. – 2012. – 797 с.
28. Оводков Д.А. Финансовая стратегия предприятия и механизм ее разработки : Монография / Д.А. Оводков, В.В. Гаврилов. – Воронеж : Институт ИТОУР. –2011. – 268 с.
29. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента / А.В. Попов. – Москва : МГУ. – 2015. – 529 с.
30. Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках / В.В. Прыткин. – Москва : ЮНИТИ. – 2017. – 529 с.
31. Семенова И.И. История менеджмента : Учебное пособие для вузов / И.И. Семенова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА. – 2014. – 578 с.
32. Смирнов Э.А. Теория организации : учебное пособие / Э.А. Смирнов. – Москва : ИНФРА-М. – 2011. – 248 с.
33. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А. Стрикленд. – Москва : Вильямс. – 2016. – 497 с.
34. Третьякова Е.П. Теория организации : учебное пособие / Е.П. Третьякова. – Москва : Омега-Л. – 2011. – 224 с.